+ Reply to Thread
Page 1 of 31 1 2 3 11 ... LastLast
Results 1 to 7 of 212
  1. #1
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0

    Russia - Algeria - 'One-sided cooperation' ?


    У российских компаний все чаще возникают проблемы в Алжире, который недавно считался ключевым партнером Москвы в Африке. Нефтегазовая компания Sonatrach объявила о прекращении сотрудничества с "Газпромом", а алжирские власти приостановили уже согласованную закупку российского оружия. Охлаждение отношений между Россией и Алжиром совпало с резкой активизацией на африканском направлении нового президента Франции Никола Саркози. Последние надежды России связаны с перспективой встречи на высшем уровне - как стало известно Ъ, на январь запланирован визит в Москву президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, который и должен разъяснить Кремлю, с чем связан неожиданный разворот Алжира.

    Газ

    В начале этой недели американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на главу Sonatrach Мохаммеда Мезиана сообщила, что "пакт о сотрудничестве между государственными газовыми компаниями Алжира и России, подписанный в августе 2006 года, прекратил свое существование пару месяцев назад". Соглашение обеспечивало юридическую поддержку проектам по добыче углеводородов и производству сжиженного газа.

    Сразу два российских источника Ъ подтвердили, что формально срок действия меморандума истек в августе. Вместе с тем менеджер "Газпрома" рассказал: "Мы направляли им несколько писем с предложением продолжить сотрудничество и пока не получили ответа - ни положительного, ни отрицательного, поэтому считаем меморандум пролонгированным". Собеседник Ъ был глубоко возмущен тем фактом, что никакого официального уведомления от алжирской стороны до сих пор не приходило, зато "в прессу регулярно вбрасывают резкие заявления". По его словам, сотрудничество только-только начало налаживаться, как ситуация вдруг резко изменилась. Стороны создали рабочую группу и провели первое ее заседание, на котором алжирцы выбрали четыре из восьми предложенных "Газпромом" проектов в России, а россияне заявили о своих интересах в Алжире, - однако даже не успели составить отчет рабочей группы, как Sonatrach прекратила переговоры.

    Не исключено, что алжирская компания ждет решения вопроса по одному из обсуждавшихся проектов. Sonatrach хотела получить долю в проекте по строительству завода по сжижению газа Baltik LNG. "Газпром" до сих пор не ответил на этот запрос, поскольку в самой газовой монополии проект не одобрен. Правление "Газпрома" несколько раз отправляло его на доработку из-за рисков, связанных с экономической эффективностью. В очередной раз его рассмотрят 19 декабря. И если проект утвердят, у Sonatrach появится шанс стать партнером по строительству завода по сжижению газа, отмечает неофициально менеджер "Газпрома".

    Кроме того, Россия и Алжир еще некоторое время назад пытались выступать с консолидированной позицией в мировой энергетической политике. К примеру, алжирские власти в прошлом году поддерживали высказанную в России идею о возможности создания "газовой ОПЕК".

    Странное заявление главы Sonatrach прозвучало вскоре после того, как Алжир с государственным визитом посетил президент Франции Никола Саркози. Он признался, что подписал со своим алжирским коллегой контрактов более чем на $7,3 млрд: в первую очередь о сотрудничестве в газовой сфере. К примеру, Sonatrach и Gaz de France заключили контракт на поставки газа во Францию до 2019 года.

    Алжир - третий по величине поставщик природного газа в Европу после России и Норвегии. Алжирский газ по газопроводам поступает на традиционные для него рынки Франции, Испании, Италии и Португалии. Сжиженный природный газ может транспортироваться танкерами в Великобританию, Турцию, Грецию, США. Алжир планирует увеличить общий экспорт газа до 85 млрд кубометров в год к 2010 году с нынешних 62 млрд кубометров за счет строительства двух газопроводов в Испанию и Италию. Эти газопроводы позволят увеличить экспортные возможности ЕС на 50% в ближайшие три-пять лет.

    Оружие

    Похожие разногласия между Россией и Алжиром имеются и в области военно-технического сотрудничества. Напомним, что еще в марте 2006 года в ходе визита в Алжир президента РФ Владимира Путина был подписан пакет соглашений общей стоимостью около $8 млрд: в частности, в него вошли 28 истребителей Су-30МКИ(А), 28 одноместных МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБ, 16 учебно-боевых самолетов Як-130, 4 зенитно-ракетные системы С-300ПМУ-2, 38 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1", 185 танков Т-90С, 216 пусковых установок противотанковых комплексов "Корнет-Э", 8 систем высокоточного оружия "Краснополь". Кроме того, было достигнуто соглашение о переоснащении 400 ранее купленных БМП-1, а в июне прошлого года подписан еще контракт на строительство на "Адмиралтейских верфях" двух дизель-электрических подлодок проекта 636. Взамен Россия полностью списала весь внешний долг Алжира бывшему СССР на сумму $4,7 млрд.

    Впрочем, вскоре Алжир прекратил финансирование по ряду подписанных контрактов. В частности, после поставки в конце прошлого года первой партии истребителей "МиГ" закупки машин прекратились. По словам источника в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), первоначально поставка новых "МиГов" была приостановлена из-за претензий Алжира к качеству двух учебно-боевых МиГ-29УБ. "В марте на коллегии ФСВТС претензии к этим 'МиГам' обсуждались, - прояснил источник в ФСВТС. - Были выработаны рекомендации по их устранению. Замечания были устранены". Однако, по словам представителя службы, Алжир продолжил выдвигать необоснованные претензии к "МиГам".

    По словам источника в МиГе, корпорация получила аванс и платежи за первую партию. "Все самолеты из первой партии были приняты представителями заказчика в России, после перевозки их в Алжир самолеты приняли алжирские ВВС, они были введены в эксплуатацию, однако затем к ним стали предъявлять претензии, - пояснил источник в МиГе. - И финансирование с алжирской стороны было прекращено. Из-за этого приостановлено выполнение следующего этапа контракта, а МиГ и Россия в целом несут убытки". Начальник управления по связям с общественностью корпорации МиГ Елена Федорова заявила Ъ, что "все поставленные в Алжир самолеты соответствовали требованиям заказчика. Никаких официальных претензий от Алжира в адрес корпорации МиГ не поступало".

    Тем не менее, по словам источника в администрации президента РФ, сразу после поставки первых самолетов Алжир выставил к ним претензии, а в августе президент Алжира Абдельазиз Бутефлика направил соответствующее письмо президенту РФ Владимиру Путину. В ноябре ситуация с экспортом в Алжир обсуждалась на комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которую возглавляет президент Путин. "Мы подготовили ответное письмо, но президенту Алжира его до сих пор не удается передать даже через посла, - в свою очередь, говорит представитель ФСВТС. - Алжирская сторона не отвечает на наши запросы. Приостановлены с Алжиром переговоры и по новым контрактам на общую сумму около $7 млрд".

    Кланы

    Следующие друг за другом скандалы, очевидно, являются последствиями внутренней борьбы в руководстве Алжира. Так, по мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в политической элите Алжира "существует противостояние интересов военных и энергетиков. Среди тех и других есть пророссийские, профранцузские и проамериканские группировки, отстаивающие интересы своих партнеров, - говорит господин Пухов. - Эти как минимум шесть 'кланов' противостоят друг другу, периодически добиваясь успеха".

    Одним из примеров подобной борьбы кланов, к примеру, стал алжирско-французский скандал, разгоревшийся незадолго до визита президента Никола Саркози. Накануне визита алжирский министр по делам ветеранов Махмуд Шериф Аббас вдруг заявил, что своим избранием на пост президента Франции Никола Саркози обязан еврейскому лобби, ибо он является на четверть евреем. Приезд французского лидера в Алжир едва не был сорван. Вмешаться пришлось президенту Абдельазизу Бутефлике, который позвонил французскому коллеге и заявил, что высказывание министра является его личным мнением и не отражает позицию алжирской власти. В итоге так называемый профранцузский клан в руководстве Алжира победил.

    Стоит отметить, что усиление внимания к Африке, и в первую очередь к Алжиру, было одним из ключевых пунктов предвыборной программы Никола Саркози. В ходе своего визита в Алжир он сделал все, чтобы произвести на местную элиту наилучшее впечатление, в частности назвал "величайшей несправедливостью" французский колониальный режим.

    Подобное французское "ухаживание" за Алжиром, бесспорно, является частью общеевропейской стратегии. После прошлогодних разговоров о перспективах создания "газовой ОПЕК" ЕС максимально заинтересован в том, чтобы между Россией и Алжиром не возникало никаких альянсов.

    Тем не менее межклановая борьба в Алжире все еще продолжается. Как сообщил Ъ источник в арабских дипломатических кругах, отношения между Россией и Алжиром могут быть восстановлены в ходе визита президента Абдельазиза Бутефлики в Москву, который запланирован на январь. Именно во время последнего личного свидания двух президентов им удалось договориться и о списании алжирского долга, и о новых военных контрактах. Впрочем, состояние здоровья господина Бутефлики в последнее время ухудшилось и уверенности в том, что визит не будет отменен, в Алжире пока нет, отметил дипломат.

  2. #2
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0

    December 13, 2007 -- Russian companies encounter more and more difficulties in Algeria, a country which was until recently regarded as Moscow’s key partner in Africa. Sonatrach oil and gas company declared that it stops cooperation with Gazprom, while Algeria’s authorities suspended weapons supply from Russia, although it had already been agreed upon. Russia-Algeria relations cooled down while new French President Nicolas Sarkozy became more active in the African region. Russia lays its last hopes on the upcoming summit: Algerian President Abdelaziz Bouteflika scheduled to visit Moscow in January, as Kommersant learned. So, he is to explain to the Kremlin what caused his country’s unexpected U-turn.

    Natural gas

    Earlier this week, The Wall Street Journal reported with reference to Sonatrach head Mohamed Meziane that “the cooperation pact between the state gas companies of Algeria and Russia, signed in August 2006, expired a couple of months ago”. The pact provided legal support for projects of hydrocarbon and liquefied gas production.

    Two sources in Russia confirmed that the agreement expired in August. The first source, a Gazprom manager, said: “We sent several letters offering to carry on our cooperation, and have received no answer yet, - neither affirmative, nor negative. So, we regard the agreement as prolonged.” The source expressed indignation with the fact that Algeria has not yet provided any official notice, while ‘loud statements are periodically thrown in press”. The cooperation was just about to settle when the situation changed drastically, the source said. The parties created a working group and held its first session, where Algerians chose four out of eight projects proposed by Gazprom for implementation in Russia, and Russians said they are interested in Algeria. However, the working group did not even get enough time to write a report: Sonatrach cut off negotiations.

    The Algerian company may be waiting for the decision concerning one of the discussed projects. Sonatrach wanted to have a share in the project of building a gas liquefying factory by Baltik LNG. Gazprom has not answered that inquiry so far, because it has not approved the project yet. Gazprom CEOs several times returned the project for revision, because of economic efficiency risks. The document will be once again discussed on December 19. If it is approved, Sonatrach will get a chance to become a partner in building the gas liquefying factory, said the Gazprom source off-the-record.

    Besides, Russia and Algeria were trying just a while ago to present a unified position in the international energy policy. For instance, Algeria’s authorities supported in 2006 Russia’s suggestion on creating a ‘natural gas OPEC’.

    The Sonatrach head’s strange statement was delivered soon after French President Nicolas Sarkozy honored Algeria with a state visit. Sarkozy confessed he had signed contracts worth over $7.3 billion in total with his Algerian counterpart. First of all, these are the gas cooperation agreements. For instance, Sonatrach and Gaz de France signed a contract for gas supplies to France till 2019.

    Algeria is the third largest supplier of natural gas to Europe, after Russia and Norway. Algerian gas comes via pipelines to the markets of France, Spain, Italy, and Portugal. Liquefied natural gas can be transported in tankers to Great Britain, Turkey, Greece, and the United States. Algeria plans to increase the total gas export up to 85 billion cubic meters a year by 2010, from the current 62 billion cubic meters, by means of building two gas pipelines to Spain and Italy. These pipelines will allow expanding the EU export capacity by 50 percent in the next three-five years.

    Weapons

    Russia and Algeria have similar disagreement in their military equipment cooperation. Back in March 2006, when Russian President Vladimir Putin visited Algeria, the two parties signed a package of contracts worth around $8 billion in total. For instance, it included 28 Su-30MKI(A) fighter jets, 28 single-pilot MiG-29SMT planes, 6 two-pilot MiG-29UB planes, 16 Yak-130 operational trainers, four S-300PMU-2 air defense missile systems, 38 Armor-S1 anti-aircraft missile systems, 185 T-90S tanks, 216 Kornet-E missile launchers, 8 Kransopol precision weapon systems. Besides, there was concluded an agreement on re-equipping 400 BMP-1 which had been purchased earlier. In June 2006, they also signed a contract for building two Project 636 diesel-electric submarines at Admiralty Dockyard in St. Petersburg. In return, Russia completely wrote off the entire foreign debt of Algeria to the former USSR worth $ 4.7 billion.

    However, Algeria soon afterwards stopped financing a number of signed contracts. Thus, after the first supply of MiG fighter jets arrived in late 2006, Algeria stopped buying them. A source in Russia’s Federal Service for Military Equipment Cooperation (FSMEC) said the supply of more MiG planes was initially suspended due to Algeria’s claims to the quality of two MiG-29UB operational trainers. “The FSMEC council discussed the claims to those MiG in March, working out the recommendations for eliminating the problems. The problems were removed,” the source said. However, Algeria continued setting unfounded claims to MiG jets, the FSMEC official added.

    A source in MiG said the corporation received a prepayment and payments for the first supply of jets. “All planes from the first supply were accepted by the customer’s representatives in Russia. After they were transported to Algeria, the jets were accepted by Algeria’s air force. Then, the jets were put into service. Then, however, there appeared claims to their quality,” the source said. “That is when Algeria stopped financing the contracts. Consequently, the next stage of contract implementation has been suspended, while MiG and Russia in general are suffering losses”, the MiG source added. Elena Fedorova, MiG corporation’s spokesperson, said that “all jets supplied to Algeria met the requirements of the customer. There came no official claims from Algeria to MiG corporation,” she added.

    Anyway, Algeria presented claims to the jets right after their first supply, and Algerian President Abdelaziz Bouteflika sent a corresponding letter to Russian President Vladimir Putin in August, said a source in the Russian president’s staff. In November, the Algeria export stalemate was discussed in the Military Equipment Cooperation Commission headed by Putin. “We prepared a letter in response, but we have not so far managed to pass it to the Algerian president, even via the ambassador,” said the FSMEC official. “Algeria does not respond to our inquiries. The talks on new contracts worth around $7 billion in total have been suspended as well,” he added.

    Clans

    Apparently, the scandals, one after another, are a consequence of the inner struggle in the Algerian government. Thus, Ruslan Pukhov, director of the Strategy and Technology Analysis Center, believes “there is a confrontation of interests between military and energy officials” in Algeria’s political elite. “In both groups, there are pro-Russia, pro-France, and pro-American groupings which fight for their partners’ interests. Those at least six ‘clans’ confront each other, winning in turns,” the expert said.

    For instance, the clan confrontation manifested itself in the Algeria-France scandal shortly before Sarkozy’s visit. Ahead of the visit, Mohamed Cherif Abbas, Algeria’s minister for veterans’ affairs, suddenly said that Sarkozy owes his election as French president to the Jewish lobby, because he is a Jew by a quarter. The French president’s visit was nearly frustrated. Bouteflika himself had to interfere. He telephoned his French counterpart and said the minister’s statement is his personal opinion and does not reflect the position of Algeria’s authorities. Eventually, the so-called pro-France clan won.

    By the way, giving more attention to Africa, and primarily to Algeria, was a key point in Sarkozy’s campaign program. During his visit to Algeria, he did everything he could to produce the best impression on the local elite. For instance, he termed France’s colonial regime as an “utmost injustice”.

    France’s “courting” Algeria is definitely a part of the united European strategy. After the last-year talks on creating a ‘gas OPEC’, the EU is strongly interested in preventing any alliances between Russia and Algeria.

    Meanwhile, the clan struggle in Algeria goes on. A source in Arab diplomatic sources said the relations between Russia and Algeria can be restored during Bouteflika’s visit to Moscow scheduled for January. During the last personal meeting of the two presidents, they managed to reach agreement on writing off Algeria’s debt and on new military equipment contracts. However, Bouteflika’s health has aggravated lately, and there is no certainty in Algeria that the visit will not be cancelled, the diplomat said.

  3. #3
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0

    Sonia Lyes :


    Samedi 15 Décembre 2007 -- Les relations algéro-russes traversent t-elles une période de turbulences ? A Moscou, les milieux d’affaires et politiques s’interrogent. L'annonce, la semaine dernière par le PDG de Sonatrach de la fin des discussions entre la société nationale des hydrocarbures et le russe Gazprom a semé le trouble en Russie. La décision a été perçue comme le signe de la volonté algérienne de prendre ses distances vis-à-vis de l’allié russe d’autant que l’annonce intervient dans un contexte marqué des critiques algériennes sur la qualité des armes russes fournies dans le cadre du contrat d’armement de plusieurs milliards de dollars conclu entre les deux pays en 2006.

    Selon des sources russes citées par des médias à Moscou, les Algériens auraient décidé récemment de geler le financement de certains projets prévus dans le cadre de ce contrat. Ils concernent notamment les achats d’avions de type Mig29 dont la qualité des premières livraisons a été jugée mauvaise par Alger. Les discussions sur les autres achats prévus dans le contrat seraient également suspendues. Selon les mêmes sources, le président Bouteflika se serait officiellement plaint de la qualité des armes russes, via une correspondance officielle envoyée en août dernier au président Vladimir Poutine.

    « Le plus étonnant, c'est que (ces critiques) n'émanent pas essentiellement des clients directs au sein des forces armées, mais de l'entourage civil du président Abdelaziz Bouteflika », note le très influent quotidien Kommersant, réputé proche des milieux d’affaires russes. Selon une autre source militaire russe, les critiques algériennes sont intervenues après la réception par l’armée algérienne du matériel militaire et sa mise en service dans de bonnes conditions.

    Dans ce contexte, tous les regards se tournent vers le gaz. Selon les Russes, l’Algérie, en mettant fin à ses discussions avec Gazprom a cédé aux pressions américaines et européennes. «Après avoir observé une certaine neutralité pendant plusieurs années, le président Abdelaziz Bouteflika s'est finalement rangé du côté des énergéticiens, ce qui lui a valu l'approbation de ses "parrains" occidentaux, en premier lieu des Etats-Unis», explique Kommersant.

    « En réalité, une alliance entre Alger et Moscou dans le gaz est impossible. Les Russes vendent leur gaz nettement plus cher que les Algériens et ont les moyens d’engager un bras de fer avec les Occidentaux. Ce que l’Algérie ne peut pas faire du fait de sa proximité et de ses liens avec l’Europe. L’Algérie a besoin des Occidentaux pour relancer son économie. Les Russes n’ont pas les moyens ni l’ambition – ils sont trop loin - de répondre à cette attente», souligne un expert interrogé par toutsurlalgerie.com.

    Dans ce contexte, le président Bouteflika devrait se rendre prochainement à Moscou – probablement dès janvier 2008. Avec Vladimir Poutine, ils tenteront de trouver les moyens d’une nouvelle coopération entre les deux. Entre l’alliance stratégique dont la perspective semble définitivement écartée et le froid qu’aucune des deux parties ne souhaite.


  4. #4
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0

  5. #5
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0

    Lundi 17 Décembre 2007 -- Considéré comme le principal fournisseur en armements de l’Algérie, Moscou, dont le dernier contrat avec Alger avoisine les 8 milliards de dollars conclu entre les deux pays en 2006, aura déçu la partie algérienne au point où celle-ci envisage le gel du financement de l’opération. Le chef de l’État algérien se serait officiellement plaint de la qualité des armes russes dans une correspondance officielle adressée, en août dernier, à Vladimir Poutine.

    Le président Abdelaziz Bouteflika devrait se rendre le mois prochain au Kremlin pour y rencontrer son homologue russe et mettre un terme à cette crise latente. Les deux hommes tenteront de trouver un compromis qui ne pénaliserait pas les excellentes relations entre les deux parties. C’est du moins le souhait des dirigeants algériens et russes. Une chose est sûre, les relations entre les deux pays traversent une période difficile, à cause de cette affaire d’armes de mauvaise qualité livrées par les Russes, dont les ramifications s’étendent aux rapports énergétiques qu’ils entretiennent, comme en témoigne la rupture de la collaboration entre Sonatrach et la société russe Gazprom dans le domaine du gaz.

    L'annonce de la fin des discussions entre la société algérienne des hydrocarbures et Gazprom a été faite, il y a une semaine, par Mohamed Meziane, le P-DG de Sonatrach. Certains cercles russes estiment que l’Algérie, en mettant fin à ses discussions avec Gazprom, a cédé aux pressions américaines et européennes. Pour le journal russe Kommersant, “après avoir observé une certaine neutralité pendant plusieurs années, le président Abdelaziz Bouteflika s'est finalement rangé du côté des énergéticiens, ce qui lui a valu l'approbation de ses “parrains” occidentaux, en premier lieu les États-Unis”.

    Par ailleurs, le Wall Street Journal, qui rapporte également la même information, affirme que le P-DG de la Sonatrach a indiqué que le mémorandum entre Sonatrach et Gazprom signé en août 2006 n’avait rien donné de concret. Le Wall Street Jounal aboutit à la conclusion que “ces propos confirment pour le moins que l’option d’une Opep du gaz, agitée par l’Europe, n’était pas sérieusement envisagée. On en retiendra que la Sonatrach n’est pas dans une logique de cartel, mais juste dans une logique commerciale : elle veut juste augmenter ses parts de marché en Europe”.

    Il ajoute aussi que “la nouvelle devrait rassurer les Européens qui ont ouvertement émis des objections à la coopération entre deux de ses principaux fournisseurs de gaz, car ils y voyaient les prémices d’une Opep du gaz ; Russes et Algériens assurent à eux seuls 40% des approvisionnements de l'Union européenne en gaz”. Ceci étant, il ne fait aucun doute que la décision algérienne de rompre la collaboration avec Gazprom a un lien direct avec la qualité des armes russes fournies dans le cadre du contrat d’armement.

    À en croire des sources russes citées par la presse moscovite, dont l’agence Ria Novosti et le journal Kommersant, les Algériens auraient décidé récemment de geler le financement de certains projets prévus dans le cadre de ce contrat. Cela concerne les achats d’avions de type Mig 29 dont la qualité des premières livraisons a été jugée mauvaise par Alger. Selon une source militaire russe, les critiques algériennes sont intervenues après la réception par l’armée algérienne du matériel militaire et sa mise en service dans de bonnes conditions. La même source ajoute que les négociations sur les autres achats prévus dans le contrat seraient également suspendues.

    Reste à savoir maintenant si ce désaccord, que les pays occidentaux chercheront à exploiter au maximum en proposant leurs services aux Algériens, aura des incidences sur les relations algéro-russes de qualité jusque-là. Le sommet probable entre Bouteflika et Poutine nous renseignera sur la question.

  6. #6
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0

    Вчера первый вице-премьер РФ Сергей Иванов объявил, что российский оружейный экспорт по итогам 2007 года достигнет очередного рекорда, превысив $7 млрд. При этом Россия недополучила примерно $1 млрд из-за проблем со строительством кораблей и охлаждения отношений с Алжиром. За семь лет, в течение которых оружейным экспортом занимался бывший глава ФГУП "Рособоронэкспорт", а ныне гендиректор корпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, объем продаж вырос вдвое.

    По словам господина Иванова, "в нынешнем году есть все основания говорить о преодолении отметки в $7 млрд". Это рекорд: в 2006 году российского оружия было продано на $6,5 млрд (см. график). Рост оружейного экспорта стал результатом заключенных в 2004-2006 годах крупных контрактов. Их подписанию благоприятствовала ситуация в мире, когда на фоне операций США в Афганистане и Ираке ряд мусульманских стран начали осуществлять массированные закупки военной техники в России, воспринимая ее если не как врага Америки, то хотя бы как соперника. В то же время российская оборонная промышленность на экспортных контрактах постепенно вышла из кризиса 90-х годов, что позволило с 2006-2007 годов начать крупные серийные поставки.

    Основной объем заключенных контрактов пришелся на долю созданного в ноябре 2000 года госпосредника -- ФГУП "Рособоронэкспорт" (производителям и разработчикам вооружений сейчас разрешено самостоятельно экспортировать только запчасти, а также вести ремонт и модернизацию поставленной ранее техники). Сначала гендиректором "Рособоронэкспорта" был Андрей Бельянинов, но основную работу по подготовке крупнейших контрактов вел его первый заместитель Сергей Чемезов. А в апреле 2004 года он сам возглавил компанию. Давнее знакомство господина Чемезова с Владимиром Путиным способствовало более активной поддержке государством экспортных проектов российских оружейников. 26 ноября господин Чемезов возглавил госкорпорацию "Российские технологии", в которую войдет и "Рособоронэкспорт". Таким образом, за семь лет работы Сергея Чемезова в "Рособоронэкспорте" объем продаж российского оружия вырос с $3,68 млрд (в 2000 году) до более чем $7 млрд.

    В "Рособоронэкспорте" вчера комментировать заявление господина Иванова не стали. По словам главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаила Дмитриева, "наибольшим спросом продолжает пользоваться авиационная техника: самолеты 'Су' и 'МиГ', вертолеты 'Ми'". Действительно, в этом году Россия только истребителей типа Су-30 поставит в Индию, Алжир, Венесуэлу, Малайзию около 70 на сумму около $3 млрд. "Этот год стал для нас рекордным,-- заявил Ъ президент корпорации 'Иркут' Олег Демченко.-- Иркутский завод соберет к концу года 43 истребителя Су-30МКИ, Су-30МКМ и Су-30МКИ(А). Столько мы не собирали даже в советские годы". Крупные поставки в 2007 году были выполнены в области ПВО. Еще в начале года опять же господин Иванов официально объявил о выполнении контракта с Ираном по комплексам ближнего радиуса действия "Тор-М1". Кроме того, продолжалось выполнение контракта на поставку систем дальнего радиуса действия С-300ПМУ-2 в Китай.

    Не удалось выполнить намеченные поставки в области военно-морских вооружений. В сентябре представители индийского флота сообщили, что планировавшаяся на 15 августа передача в лизинг атомной подводной лодки Chakra проекта 971 "Щука-Б" отложена до 15 июня 2008 года, поскольку Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре задерживает ее строительство на десять месяцев. Россия настаивала на увеличении стоимости контракта с $650 млн до $785 млн. Индия согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену.

    Приостановилось выполнение ряда контрактов с Алжиром, входивших в пакет соглашений на $8 млрд, подписанных в марте 2006 года во время визита в эту страну Владимира Путина. Инициатива заморозки уже согласованной закупки российского оружия принадлежит властям Алжира. Охлаждение отношений, видимо, было вызвано как внутриполитической ситуацией в самом Алжире, так и резкой активизацией на африканском направлении Франции (см. Ъ от 13 декабря).

    Очевидно, именно этими причинами можно объяснить снижение объема поставок на $1 млрд по сравнению с прогнозами в начале этого года. В феврале глава ФСВТС Михаил Дмитриев заявил: "В 2007 году мы можем выйти на $8 млрд по линии военно-технического сотрудничества". Правда, цифру в $7 млрд можно рассматривать пока как предварительную. Например, итоги торговли оружием в 2005 году корректировались неоднократно. В декабре 2005 года ФСВТС объявила, что объем поставок составит около $5,1 млрд, что было на $700 млн ниже показателей 2004 года. Затем президент РФ Владимир Путин на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству сообщил, что, по уточненным данным, объем поставок достигнет $5,3 млрд. В январе 2006 года Сергей Иванов назвал цифру "более $6 млрд". Наконец, в феврале Михаил Дмитриев объявил окончательный итог -- $6,126 млрд за 2005 год.

    В краткосрочной перспективе можно ожидать дальнейшего роста объемов поставок военной техники из России. Об этом свидетельствует рост портфеля заказов оружейных экспортеров. В феврале господин Дмитриев объявил, что он составляет $30 млрд, из которых "порядка $20 млрд приходится на долю 'Рособоронэкспорта'", что позволит российскому экспорту оставаться на уровне 2007 года и в следующие два-три года. Вчера глава ФСВТС сообщил: "Нынешний объем портфеля экспортных заказов субъектов ВТС -- свыше $32 млрд -- позволяет достаточно оптимистично смотреть на перспективы сотрудничества в военно-технической сфере. Основной задел создан 'Рособоронэкспортом', в его активе портфель заказов в размере $24 млрд". Ожидается, что в 2008 году на экспорт также будут преобладать авиационные поставки -- истребители 'Су' и 'МиГ' в Индию, Венесуэлу, Индонезию, Сирию. Также запланированы поставки систем ПВО в Китай и Сирию, военных кораблей во Вьетнам, подлодок в Индию и Алжир.

    Однако эксперты не исключают падение российских оружейных поставок через три-четыре года. "С выходом на $7 млрд мы выходим на некое 'плато'. Наш экспорт будет держаться на этом уровне по крайней мере ближайшие три-четыре года, если сохранится существующая международная конъюнктура, -- заявил Ъ директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. -- Однако это 'плато' потом может ожидать драматическое падение". По мнению эксперта, российская оборонная промышленность испытывает кадровый голод, особенно на высококвалифицированных рабочих. Вместе с тем инфляция в оборонке существенно превышает общий уровень по стране: если в 2007 году инфляция в России составит около 12%, то в военно-промышленном комплексе превысит 20%. Кроме того, по мнению господина Пухова, в оборонке быстрыми темпами растут накладные расходы из-за неиспользования энергосберегающих технологий. В результате Россия часть вооружений вообще не сможет производить, а другие могут оказаться неконкурентоспособны по цене.

  7. #7
    Guest 123 is offline Registered User
    Join Date
    Jan 2006
    Posts
    0
    December 25, 2007 -- Russia has exported a record-high $7 billion arms in 2007, First Deputy Prime Minister Sergey Ivanov said on Monday. Still, it came short of $1 billion as a ship construction contract with Algeria was frozen over tensions in the bilateral relations. Russian arms sales have doubled over the past seven years when arms exports have been overseen by Rosoboronexport’s former CEO and Rostekhnologia’s new director general Sergey Chemezov.

    Sergey Ivanov said on Monday “there are good reasons to say that this year the benchmark of $7 billion has been surpassed” to beat the record of $6.5 billion in 2006. Arms exports are growing on major deals signed between 2004 and 2006. During that period a number of Muslim countries were buying a lot of arms from Russia at the backdrop of U.S. military interventions in Afghanistan and Iraq as they perceived Moscow if not as America’s enemy but at least a rival. In the meantime, the Russian military industry has bounced back from the 1990s slump on export contracts which built groundwork for large-scale serial supplies.

    The biggest part of the contracts was executed by Rosoboronexport, the state arms exports agency which was set up in November 2000. Arms producers and designers are now allowed to export only spare parts and do repairs and modernization of the hardware they have exported. Rosoboronexport was first headed by Alexander Belyaninov but it was Sergey Chemezov who was doing preparations for all major deals. Mr. Chemezov went on to take the helm at the firm in April 2004. His old friendship with Vladimir Putin made sure that the state was very supportive of Russian arms export projects. On November 26, 2007, Mr. Chemezov became head of the state-run corporation Rostekhnologia which will merge with Rosoboronexport. Over Sergey Chemezov’s seven years in Rosoboronexport, sales of Russian arms abroad went up from $3.68 billion in 2000 to $7 billion this year.

    Rosoboronexport would not comment on Mr. Ivanov’s announcement on Monday. Mikhail Dmitriev, head of the Federal Military and Technical Cooperation Service, said that “aviation is still in the greatest demand – Su and MiG jets and Mi helicopters”. Russia will have exported 70 Su-30 fighters alone to India, Algeria, Venezuela and Malaysia worth $3 billion this year. “This was a record-breaking year for us,” Oleg Demchenko, president of the Irkut corporation, told Kommersant. “The plant in Irkutsk will assemble 43 Su-30MKI, Su-30MKM and Su-30MKI(A) fighters by the end of the year. We were not producing as much even in the Soviet times.”

    There have also been major deals in missile defense systems. Early this year Mr. Ivanov announced a contract with Iran on the Top-M1 short-range complex to be executed. Meanwhile, Russia is still doing a contract with China on a long-range system S-300PMU-2.

    Scheduled naval supplies have failed. Indian fleet officials said in September that the leasing of the Chakra nuclear submarine of the 971 Shchuka-B project was put off until June 15, 2008 after the Amursky Shipyard in Komsomolsk-on-Amur was 9 months late with the construction. Russia also insisted that the bill should grow from $650 million to $785 million. India agreed to the postponement but would not have the price reviewed.

    Several contracts with Algeria which were part of an $8 billion package deal signed during Vladimir Putin’s visit to the country in March 2006 have been frozen at Algerian authorities’ initiative. The chill in the bilateral relations seems to be linked to the domestic situation in the country as well as France’s resurgence in the region.

    Apparently, these reasons can account for a $1 billion drop in exports compared to estimates at the start of the year. Mikhail Dmitriev said in February: “In 2007 we may reach the level of $8 billion in military and technical cooperation.” Still the named $7 billion may be viewed as a rough estimate. For example, in 2005, results of the year’s arms trade were revised several times. In December 2005, the Federal Military and Technical Cooperation Service reported the year’s exports to reach $5.1 billion, which was $700 million below 2004’s indicator. Russian President Vladimir Putin revealed later at a session of the Military and Technical Cooperation Commission revised figures of the exports of $5.3 billion. In January 2006, Sergey Ivanov was already quoting a figure of “over $6 billion”. Finally, Mikhail Dmitriev in February announced exports to stand at $6.126 billion in 2005.

    In the short term, Russian arms exports are likely to keep growing, which is proved by a rise in exporters’ contract portfolios. Mr. Dmitriev said in February that the portfolio was worth $30 billion, $20 billion of which accounts for Rosoboronexport, which will make sure Russia exports are at least no less than in 2007 for two or three years to come. The head of the Federal Military and Technical Cooperation Service said on Monday: “Currently the portfolio is worth over $32 billion, which allows us to be confident about military and technical cooperation in the future. The start has been launched by Rosoboronexport which will have a portfolio of orders of $24 billion.” Exports in 2008 are also expected to be dominated by air force supplies including Su and MiG fighters to India, Venezuela, Indonesia and Syria. There are also supplies of missile defense systems to China and Syria, military ships to Vietnam, and submarines to India and Algeria.

    But experts say that Russian arms exports might slump in three or four years’ time. “We will reach some sort of ‘tableland’ with the $7 billion,” Ruslan Pukhov, director of the Strategy and Technology Analysis Center, told Kommersant. “Our export will be keeping at the same level in the next three to four years if the current political situation in the world persists. But this ‘tableland’ may be followed by a dramatic fall.” The expert says that the Russian military industry is desperately understaffed especially with highly-skilled workers. At the same time, inflation in the industry is higher than the national average. In 2007, prices in Russia will grow some 12 percent while the military and industrial complex will see a 20 percent jump. Mr. Pukhov also said that the industry sees a steep growth of overhead expenses as it is not using energy saving technologies. As a result, Russia may not be able to produce some specimens of arms while others will be impossible to sell at a competitive price.


+ Reply to Thread
Page 1 of 31 1 2 3 11 ... LastLast

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts